САМ СЕБЕ ЗВУКОРЕЖИССЁР

Тест усилителя со встроенным процессором Kicker IQ500.4 сайта Carmus.ru

Обычно подобные устройства можно рассматривать как процессоры, в которых на несколько каналов просто "повешены" усилители. Kicker IQ500.4 в корне отличается от таких – он изначально собран на очень непростом драйвере D-класса, имеющем возможность обработки сигнала. И грех было бы её не использовать. Причём, есть даже такие настройки, которые до этого времени в автомобильных процессорах встречать вообще не доводилось.

КОНСТРУКЦИЯ

Как обычно, изучение начинаю с внешнего вида. А выглядит Kicker IQ500.4 почти как любой другой усилитель, о наличии встроенного процессора пока мало что говорит. Из необычного разве что только компоновка – все терминалы и разъёмы у него с одного торца, а все регулировки – с другого.

01

Сквозные отверстия как бы намекают на то, что можно собирать несколько усилителей в многоэтажную конструкцию. Хотя делать это нужно осторожно – при работе корпус у моего подопытного IQ500.4 ощутимо теплел.

02

03

На процессор намекают разве что только разъём miniUSB да кнопка Panel Lock рядом с ним. Разберёмся.

04

Оказалось, усилитель может работать в двух режимах. В обычном – используются встроенные фильтры с крутилками, всё как всегда. А при нажатии Panel Lock эти фильтры отключаются, зато включаются настройки встроенного процессора. Такого подхода у других производителей я пока ещё тоже не встречал.

ПРОЦЕССОРНАЯ ОБРАБОТКА И УСИЛИТЕЛЬ D-КЛАССА

Внутри корпуса меня ждал сюрприз. Я-то ожидал увидеть что-нибудь вроде очередного Cirrus Logic (на котором нынче процессоры не делает только ленивый) да какой-нибудь D-класс на одном чипе. А вот поди ж ты, всё вышло гораздо интереснее.

05

Силовая усилительная часть собрана на дискретных элементах. Силовые ключи не собраны вдоль стенок, а закреплены на крышке – их места как раз определяются по прижимным планкам.

06

Начал искать драйверную часть, и было уже решил, что она просто собрана на нижней стороне платы. Но оказалось, что драйвером D-класса является сам... процессор. Дело в том, что здесь используется свежий и очень интересный, на мой взгляд, "интерсиловский" чип D2-92683 с технологией D2Audio Digital Audio Engine. В автомобильной технике его пока не доводилось встречать, он ориентирован в основном на серьёзные домашние кинотеатры. Его фишка – после обработки цифровой сигнал поступает не на ЦАП, а сразу же формируется ШИМ-сигнал для последующего усиления.

07

Профит тут вот в чём. В обычных "комбайнах" имеем отдельно процессор и отдельно усилитель. На "выхлопе" процессора сигнал преобразовывается в аналоговую форму и в таком виде подаётся на усилитель D-класса, который, в свою очередь, переводит его в ШИМ. Короче, куча промежуточных преобразований. Здесь же всего этого нет – из цифровой формы и сразу в ШИМ.

Теперь о грустном. Судя по спецификации, чип D2-92683 позволяет относительно легко организовать в усилителе вход SPDIF, а здесь это было бы совсем нелишним. Зачтём это как минус.

В используемом процессорном чипе собственного АЦП нет, поэтому за преобразование аналога в цифру отвечают отдельные "асаховские" чипы AK5386VT.

УПРАВЛЕНИЕ ВСТРОЕННЫМ ПРОЦЕССОРОМ

Процессор управляется традиционно – с компьютера или ноутбука через USB (можно и с планшета по Bluetooth, но для этого нужно кое-то докупать, об этом напишу отдельно). Программа скачивается с официального сайта Kicker – называется Tweeq.

Вот тут, кстати, выражу респект нашей и американской техподдержкам Kicker. Дело в том, что поначалу программа работать не захотела – выдавала ошибку, создавала файл с отчётом и закрывалась. И это на нескольких компьютерах с разными операционками. Как потом мне пояснили, дело было в региональных настройках самой программы (у нас принято дроби отделять запятыми, у них – точками, и в программе возникал глюк). Всего около суток прошло между подачей заявки и появлением на сайте исправленной версии софта. Всем бы так чётко работать.

Итак, ставим Tweeq, подключаем усилитель к компу, запускаем. Программа сканирует порты, "видит" усилитель и предлагает сразу же его сконфигурировать – по одной или по обеим парам входов он будет подключаться, какие каналы будут подключены мостом, какие каналы на что будут работать. Для примера назначил усилитель работать поканально на 2-полосный фронт:

08

Дальнейшее особенно понравится тем, кто не имеет опыта настройки процессоров. Программа предлагает выбрать размеры подключаемых твитеров и мидбасовых динамиков:

09

…и сразу же ввести расстояния до них с точностью аж до 1 мм:

10

В зависимости от этого программа сама выставляет значения, от которых можно продолжить настройку системы. Получается очень быстро и удобно. Подобного "юзер френдли" я пока не встречал ни у одного процессора. Оно и понятно, такие девайсы в основном рассчитаны на установщиков, имеющих некоторый опыт в настройке.

Интерфейс – проще некуда. Слева – изображение с машиной, на котором тыкаем в нужный динамик, после чего в этом канале "рулим" фильтрами и 1/3-октавным графическим эквалайзером:

11

Доступные значения крутизны фильтров – 6, 12, 18 или 24 дБ/октава. Характеристики – Баттерворта или Линквица-Райли (в последнем случае крутизна, само собой, только 12 или 24 дБ/октава).

Если нажать кнопку Advanced над картинкой машины, заходим в окно остальных настроек. Здесь выставляются задержки в каждом из каналов, задаётся маршрутизация (с каких входов на какие выходы что будет идти) и ещё есть настройка… компрессии:

12

Вот с компрессией Kicker реально удивил. Этой настройки я не встречал пока ни у одного автомобильного процессора (разве что только у процессора E.O.S., который так и не пошёл в производство, я его упоминал вот ТУТ). Alpine PXA-H800 не в счёт, там система MediaXpander хоть и использует компрессию, но имеет несколько заранее установленных алгоритмов, которые нельзя менять.

ЧТО ТАКОЕ КОМПРЕССИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

Вообще-то это один из главных инструментов звукорежиссёра. Если коротко, то её суть – это уменьшение разницы между самыми тихими и самыми громкими звуками. Иными словами, намеренное сжатие динамического диапазона. Главная задача, которая этим решается – чтобы тихие звуки более различимыми на фоне громких.

Kicker предлагает нам тоже побыть немного звукорежиссёрами, и это, считаю, весьма полезная фича – в машине реально можно повысить разборчивость звучания в условиях фонового дорожного шума. Главное, не перестараться, чтобы не "зажать" звучание и не сделать его плоским и безжизненным.

Вопрос только в том, что далеко не каждый сходу разберётся во всех этих тонкостях. Коротко пройдусь по основным параметрам компрессии, которые можно настраивать в Kicker IQ – Threshold, Ratio, Attack и Release. Вот они, они внизу справа:

13

 Threshold 

Это порог компрессии. Ниже этого уровня сигнал остаётся как есть без изменений, выше этого уровня он "сжимается".

Compression Ratio
Это степень компрессии. Например, соотношение "1:1" – это сигнал без изменения. Соотношение "2:1" означает, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, ослабляется до 1 дБ выше этого порога. А сигнал, превышающий порог, например, на 10 дБ, будет ослаблен до 5 дБ после порога, и т.д. Это как раз и иллюстрируется картинкой справа.

У звукорежиссёров считается, что "3:1" – это умеренное сжатие, "5:1" – это среднее сжатие, а, например, "8:1" – это сильное сжатие. Но в нашем-то случае мы имеем дело не с исходным материалом, а с уже готовыми треками, так что тут сильно задирать это соотношение вряд ли нужно.

Attack Time
Обычно компрессия приводит к тому, что звук становится "зажатым" и субъективно сильно теряет в "скорострельности". Чтобы этого не происходило, при превышении порога компрессор "жмёт" сигнал не сразу, а с запозданием, и атака сигнала в этом случае почти не "съедается". Attack Time – это как раз и есть время "срабатывания" компрессора.

Release Time
А это прямо противоположно времени атаки. Здесь указывается, сколько времени сигнал будет "приходить в себя" после срабатывания компрессора.

В каких пределах выставлять значения – не спрашивайте. Во-первых, всё зависит от музыки, которую вы слушаете. Во-вторых, в подобных вещах лучше ориентироваться на собственные уши. А главное – если хотите побаловаться, интернет просто кишит статьями на этот счёт. Почитайте для лучшего понимания процессов.

По собственным ощущениям могу сказать, что, скажем, на современной попсе или современном роке использование компрессии оказалось не очень приятным. Вероятно, потому, что такие записи изначально сильно "пожаты". Если "жать" их ещё сильнее, то звучание получается совсем тяжёлым. А вот "живая" музыка вроде классики, джаза инструментала или старые записи 70-х годов позволяют побаловаться с компрессией в более широких пределах. А если усилитель используется ещё и в поканальной системе, то в каждой полосе можно выставлять разную компрессию. В общем, простор для баловства со звуком есть.

КАК ЕЩЁ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ УСИЛИТЕЛЕМ IQ

Интересная особенность всей серии IQ – в ней есть не только несколько усилителей с процессорами, но и девайс с названием IQI Intelligent Interface. Это маленькая коробочка с Bluetooth-модулем, которой можно завязать в одну систему до четырёх усилителей и управлять всем этим со смартфона или планшета. Ставите мобильное приложение Tweeq и рулите разом всей системой. Заодно девайс может работать как обычный Bluetooth-модуль – для приёма потокового аудио и в режиме hands-free. У меня его не оказалось, поэтому спёр фотку с официального сайта:

14

ИЗМЕРЕНИЯ

Для начала оценил фильтры, которые в усилителе реализованы в виде физических "крутилок". Как и обещано, крутизна 24 дБ/октава, характеристики постоянные во всём диапазоне настройки. Сами диапазоны настройки совпадают с заявленными достаточно точно. Бас-буст задирает сигнал примерно на 17-18 дБ с центром на частоте немногим ниже 40 Гц (большой негритянский привет!). Впрочем, это тоже близко к обещанному. Короче, по встроенным фильтрам зачёт.

15

Приводить АЧХ с процессорной обработки смысла не вижу – проверил, совпадение с картинками в программе получается довольно неплохое, так что при настройке по ним можно спокойно ориентироваться.

Теперь спектры искажений. На вход подаю сочетания разных частот, смотрю спектр сигнала на выходе. На первый взгляд всё выглядит довольно колючим, лишние гармоники заметны даже при сочетании достаточно низких частот. Хотя и без особого криминала – гармоник совсем уж высших порядков практически нет, да и баланс между чётными и нечётными достаточно спокойный.

16

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц

17

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц

18

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 1 кГц

19

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц + 5 кГц

20

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц

21

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц

А вот зависимость КГИ от мощности в этот раз снять у меня не получилось. Полагаю, это связано с какими-то внутренними схемными особенностями усилителя. Но Kicker в завышении мощности вроде бы никогда замечен не был, так что заявка, скорее всего, выполняется:

Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 65 Вт
Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 125 Вт
Номинальная выходная мощность на 4 Ом, мост (THD=1%) – 250 Вт


В коробку, кстати, вложен номерной сертификат к конкретному экземпляру, в котором указана суммарная мощность. Правда, немного непонятно при каких условиях она снята, но, вероятно, по ней можно судить о "силовом" запасе БП.

22

ЗВУЧАНИЕ

Всё время, пока был включен этот усилитель, звучание вызывало двойные чувства. С одной стороны, если подходить со всей строгостью, то на знакомых сложных треках можно было найти до чего докопаться. С другой стороны, поймал себя на том, что за всё время прослушивания (а это вот совсем не пять-десять минут времени) звучание не вызвало никакого дискомфорта и воспринималось как-то легко и ясно, без ощущения "замыливания" или тяжести.

Получается, что если забить на все тонкости и просто слушать нормальную музыку как она есть, то звучит он кайфово. А если "включить придиру", задрать требовательность повыше, то… впрочем, придраться можно к чему угодно. Попробую описать услышанное.

Усилитель показывает неплохую динамику, звук не зажимается на резких перепадах громкости и вполне прилично "отстреливает" атаку. Он не "сглаживает" и не смягчает звучание, оно воспринимается прозрачно, ясно, как будто каждый инструмент на виду. И при этом звук не теряет свою насыщенность и не становится чрезмерно "ажурным", как это иногда бывает в таких случаях. Это то, на что обращаешь внимание с первого включения.

Сам характер звучания кто-то может посчитать недостатком, а кто-то, напротив, достоинством. Оно как бы суховатое, будто бы саксофон выдувает из себя сухой пустынный воздух, а у вокалиста начинает пересыхать в глотке. Хотя и не настолько, чтобы звучание совсем уж начинало "песочить" или становилось синтетичным. Всё на грани придирчивого восприятия.

Что интересно, характер ВЧ при такой звуковой подаче остаётся на удивление правильным – медь тарелок уж точно не тяжелеет свинцом и не становится, напротив, как тонкое стекло.

В передаче тихих звуков на небольшой громкости усилитель иногда бывает не слишком аккуратен – послезвучия всяких там тарелочек-треугольничков затухают раньше, чем хотелось бы. Да и вообще, как оказалось, усилитель не склонен к ночным прослушиваниям с минимальной громкостью. Он "просыпается" лишь начиная с обычной громкости и раскрывается с её повышением. Причём, не начинает давить громкостью, а именно раскрывается и звучит сочнее и как-то насыщеннее, богаче.

Звуковая сцена рисуется интересно. Вроде бы размашисто и с должным масштабом, ясно и просторно, особенно если это какой-нибудь большой симфонический оркестр. Но при этом есть некоторое упрощение – инструменты переднего и заднего планов различаются, но не более того. Получается широко, но как бы не очень глубоко.

Бас понравился. Где нужно – он тугой и плотный, где нужно – живой и упруго-подвижный, где нужно – глубокий и обволакивающий. Признаков гудения и "размазывания" я не обнаружил даже на самых требовательных треках с контрабасом или литаврами. Даже треки с большими японскими барабанами дались усилителю на удивление легко. Так что контроль у него нормальный, с демпфированием всё в порядке, "держак" хороший.

Дальше мой внутренний сноб-аудиофил сдался и придираться уже не стал. Тем более, что подобные вещи лучше оценивать с точки зрения цены, а она у Kicker IQ500.4 вполне вменяемая – на сегодняшний день его можно найти по цене 25 000 - 27 000 рублей.

ВЫВОДЫ

По своему строению Kicker IQ не похож ни на один из других "процеусей". По крайней мере, автомобильных. Отсутствие лишних преобразований между цифровой обработкой и усилением – жирный плюс к качеству звучания.

И надо признать, звучит усилитель действительно вкусно, что лишний раз подтверждает – сегодня к D-классу уже нельзя относиться пренебрежительно. По крайней мере, Kicker IQ500.4 легко "переигрывает" добрую половину усилителей в этой цене. Рок, метал, клубная электроника, инструментал – особых жанровых ограничений у него нет. В целом создаётся впечатление ясного и "быстрого" звучания, не зажимающегося на резких перепадах громкости. В общем, нормальный драйвовый усилитель для жизни. Да ещё и с процессором.

+ Прямое преобразование из "цифры" в ШИМ, минуя преобразование в аналог
+ Простая в использовании программа настройки
+ Возможность отключения цифровой обработки нажатием одной кнопки
+ Отличное драйвовое звучание
+ Умеренная для такой связки цена

- С цифровыми входами у усилителя было бы больше применений