НЕ ПО ШАБЛОНУ

Тест компонентных акустических систем Kicker QSS67 сайта Carmus.ru

Kicker у большинства ассоциируется с могучими сабвуферами и редко у кого – с акустикой для SQ-систем. А ведь напрасно. Старожилы автозвука наверняка помнят удачные модели, которые в своё время ценились весьма высоко. Впрочем, кто сказал, что всё ушло в прошлое? Серия QS (аббревиатура как бы уже говорит о предназначении этой акустики) выпускается и сегодня, и её спокойно можно купить не только за океаном, на родине Kicker, но и у нас. Так что подробный разбор, полагаю, будет актуальным.

КОНСТРУКЦИЯ

Начну с того, что эта акустика – трансформер. Она может быть как компонентной, так и коаксиальной. За океаном к коаксиалам не такое пренебрежительное отношение как у нас, так что там подобные модели в верхнем ценовом сегменте – не редкость. Кстати, акустика с похожей концепцией уже была у меня на тестировании чуть больше года назад. Например, эту особенность можно использовать в системах, где есть тыл. Построить фронт и тыл на одной и той же модели – технически красивое решение.

01

Превращение компонентной акустики в коаксиальную происходит очень просто. Выкручиваем точёную цельнометаллическую фазовыравнивающую "пулю" и ставим на её место твитер. Обычная сетка при этом уже будет мешаться, на этот случай в комплекте вложены просто кольца, без сеток.

02

Заодно по ходу "смены пола" можно рассмотреть и кое-какие элементы магнитной системы. К примеру, алюминиевый каркас звуковой катушки и медное кольцо Фарадея на керне. Кстати, вполне себе нелишнее, как потом оказалось на измерениях, искажения динамики дают очень небольшие:

03

Магнитный зазор не такой уж и большой, хотя при установленной "пуле" может сложиться противоположное впечатление:

04

Кольцевой элемент в центре диффузора, как оказалось, нужен не для его стыковки с каркасом звуковой катушки. Он крепится только лишь на диффузоре. Предположу, что его главная задача – работать в паре с фазовыравнивающей "пулей" для формирования нужной диаграммы направленности.

Диффузоры тут многослойные. Верхний слой – плетёное углеволокно, нижний слой – ткань более мелкого плетения. Подробностей найти не удалось, но не удивлюсь, если между ними окажется ещё что-нибудь. По крайней мере, жёсткость у всей этой конструкции очень даже неплохая.

05

Центрирующая шайба здесь хитрая – с волнами разной ширины. Это результат битвы за линейность механических характеристик при смещении диффузора (интересно, а кто-нибудь из интернационально-китайских новоделов вообще заморачивается с этой проблемой?).

06

Сам динамик собран на литой алюминиевой корзине, которая как бы обхватывает магнитную систему.

07

Твитеры поставляются в собранном виде и поначалу удивляют своими пропорциями. Всё в порядке, так они выглядят лишь для коаксиального варианта. Ножки можно снять, и тогда они будут вполне вменяемых размеров. Впрочем, совсем плоскими всё равно не становятся, что косвенно говорит о наличии внутри акустической камеры. В общем-то, так оно и есть, потом на измерениях это будет видно.

08

В комплекте идёт всякая крепёжная мелочёвка, включая кучу колец для врезной установки твитеров под небольшими углами.

09

Излучающий купол имеет невысокий профиль. Материал – дюпоновский Tetoron.

10

Кроссовер выполнен не менее интересно, чем всё остальное. Во-первых, он позволяет подключать акустику биампингом. Считаю, это полезная возможность – процессоров нынче развелось уйма, задержки худо-бедно научились выставлять почти все, а вот грамотно настроить фильтры получается далеко не у каждого.

11

Большая крышка снята лишь для фото. При настройке трогать её не придётся, достаточно снять лишь маленькую крышку, прикрывающую сами клеммы. В комплекте идут несколько перемычек, которые отвечают за вариант подключения акустики (обычный или биампинг) и за уровень твитера.

ЗВУЧАНИЕ

Первым делом выставляю перемычку "0 дБ". Это минимальный уровень твитера из всех предлагаемых (остальные две перемычки – "+3 дБ" и "+6 дБ"). При прямой ориентации твитеров в салон этот вариант – как раз то, что нужно, остальные варианты дают заметный перекос тонального баланса в сторону ВЧ.

Впрочем, в реальной инсталляции это будут тоже вполне рабочие варианты. При развороте твитеров в сторону от слушателей звучание на ВЧ меняется довольно сильно, и тогда повышение их уровня может оказаться как раз кстати. Грамотный инсталлятор может использовать это как инструмент настройки звуковой сцены в беспроцессорной системе.

ВЧ и СЧ

В целом тональный баланс очень комфортный, "живую" музыку слушать приятно. Никакого жёсткого цыканья и "отслаивания" ВЧ не наблюдается. Для тех, кто привык к яркому звучанию, возможно, звучание на СЧ может показаться проваленным, но, с другой стороны, акустика всё же создаёт ощущение, что за всеми микрофонами, пультами, кабелями и прочей звукозаписывающей техникой при записи стоял живой исполнитель и играли живые инструменты. Вокал спокойный, и какой-то цельный что ли, звуковые образы рисуются живо и естественно.

На "нижней середине" есть небольшой окрас, который воспринимается как лёгкая "подсушенность", это особенно показательно проявляется в мужском вокале. Не критично, но иногда хочется, чтобы низкие голоса звучали немного теплее. С прогревом акустики эта особенность заметно уменьшилась, но совсем не исчезла.

Ради эксперимента попробовал включить перед усилителем ламповый драйвер, главная особенность которого в данном случае – привнесение в сигнал второй гармоники. Формально, это вроде бы ухудшило характеристики тракта, но субъективно звучание понравилось больше. Появилась недостающая теплота, сами звуковые образы стали восприниматься естественнее. Так что примите к сведению, подбирая состав системы.

НЧ

Вот уж чего не ожидаешь от акустики калибра 6,5 дюймов, так это серьёзного баса. Он неожиданно массивный и плотный. И при этом разборчивый, без рыхлости. Воспринимается достаточно глубоко, хотя, конечно, акустика пасует на самых злых басовых треках. Тот же Yello в этом смысле очень коварен, особенно их последние альбомы.

Бас от живых инструментов воспринимается немного своеобразно. Скажем, создаётся впечатление, что у контрабаса корпус сделан не из жёсткого дерева, а из толстой упругой резины. Впрочем, это если обнаглеть и распустить акустику снизу в полную полосу. С включением ФВЧ бас заметно собирается и делается чётче.

Динамика

Примеров можно привести много, но в этот раз самым показательным показался трек Elvis Presley – Fever. Там есть ритмичные щелчки пальцами, которые редко какая акустика нормально воспроизводит – либо они неестественно резкие, порой аж до металлического призвука, либо всё звучит как через занавеску. Плюс небольшая реверберация от помещения, где делалась запись, которая всё только усложняет. Kicker и сами щелчки воспроизвёл осязаемо, и объём студии передал естественно, а не как наложенную "синтетическую" обработку звука. В общем, с детальностью у этой акустики всё в порядке, замыливания мелких нюансов нет и в помине. Да и вообще на "объёмных" треках звуковая сцена рисуется достаточно глубоко.

Большую громкость акустика переносит нормально, не зашивается. Так что для рока и метала акустика подходит хорошо – там как раз важна макродинамика. Взять, к примеру, Megadeth – Black Swan. Трек записан практически "в ноль", и за ним часто замечаю такую особенность – при серьёзном повышении громкости звучание заметно "тяжелеет", становится слишком грязным и крикливым. Kicker такого себе не позволил.

Кстати, замечу одну особенность. Только-только распечатанная из коробки эта акустика играет не так интересно, но зато заметно раскрывается с прогревом. И это касается не только НЧ/СЧ динамиков, но и твитеров. Обратите на это особое внимание, дайте акустике поработать перед тем, как делать выводы. А ещё лучше "погреть" её специальным диском. Я обычно использую для этого Burn In CD, который идёт в комплекте с усилителями E.O.S., и MDMS System Conditioning and Degaussing CD от Sheffield Lab. Разница очень заметна.

13

ИЗМЕРЕНИЯ

Итак, для начала импеданс отдельно твитера и отдельно НЧ/СЧ динамика. Как видите, твитер здесь действительно непростой, график явно говорит о сложном акустическом оформлении.

14

Импеданс твитера и НЧ/СЧ динамика Kicker QSS67

Для НЧ/СЧ динамика получились вот какие параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,82
  • Qes (электрическая добротность) – 0,99
  • Qts (полная добротность) – 0,82
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,0 дБ

Полная добротность оказалась немного выше баттервортовской 0,707, что с самого начала прослушивания как раз и заставило обратить внимание на бас. Да и на АЧХ это будет хорошо заметно. В остальном – нормальные параметры нормального динамика для "дверной" установки.

При включении через кроссовер имедансная кривая приобретает вот такой вид:

15

Импеданс Kicker QSS67 в сборе с кроссовером

  • Зелёная кривая – импеданс при подключении твитера "0 дБ"
  • Фиолетовая кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "+3 дБ"Оранжевая кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "+6 дБ"
  • Оранжевая кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "+6 дБ"

Ну а теперь немного об АЧХ. Для тех, кто рискнёт отложить в сторонку штатный кросс и замутить поканалку с активным делением, пригодятся АЧХ самих динамиков без фильтров:

 16

АЧХ отдельно НЧ/СЧ динамика Kicker QSS67

17

АЧХ отдельно твитера Kicker QSS67

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Как видите, если оставить НЧ/СЧ динамик без фильтрации, то он будет нехило горбить в области "верхней середины". Правда, только по оси, при развороте этот горб уходит. Но пускать его работать в полную полосу всё равно не стоит, лучше подрезать сверху. Штатный кроссовер все эти особенности учитывает, и в результате АЧХ выглядит уже вполне пристойно:

18

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

 А у твитеров АЧХ и вовсе становится почти идеальной. Их лучше всего ориентировать в сторону слушателей. Единственная претензия – к настройке уровня. На перемычках лучше было бы написать не 0/+3/+6 дБ, а 0 /+4/+6 дБ. Но это уже так, придирки:

19

  • Красная кривая – АЧХ по оси твитера с перемычкой +6 дБ
  • Оранжевая кривая – АЧХ по оси твитера с перемычкой +3 дБ
  • Фиолетовая кривая – АЧХ по оси твитера с перемычкой 0 дБ

ВЫВОДЫ

Существует стереотип, что Kicker – это громко, напористо и, может быть, даже жёстко. В этом смысле Kicker QSS67 для многих, полагаю, окажется открытием. Это достойный вариант для SQ-систем, причём весьма высокого уровня, не ограниченных лишь "возвышенными аудиофильскими жанрами". Ну и раз уж на то пошло, то ещё и с неплохим запасом громкости и серьёзным басовым потенциалом.

Ну и напоследок ещё одно маленькое, но важное наблюдение. Сейчас, конечно, в моде поканалка, но я бы не спешил отправлять кроссовер на полку. Сделан с толком, грамотно, стыковка НЧ/СЧ и ВЧ полос получается практически "бесшовная". Если оторваться от процессоров и вспомнить забытые навыки построения pure passive систем, то результат можно получить очень даже вкусный.

+ Конструкция-трансформер
+ Много оригинальных конструктивных решений, которые работают
+ Жанровая универсальность
+ Низкие искажения во всём диапазоне
+ Хороший запас по громкости

- Как и всё оригинальное, стоит недёшево