ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ ФАЗОИНВЕРТОР

Тест влагозащищённого корпусного сабвуфера с пассивным излучателем Kicker CWTB10 сайта Carmus.ru

Вот чем мне нравится Kicker, так это своим нестандартным подходом. Пока все упёрлись и вагонами клепают сабвуферы в фазоинверторных корпусах, эти старички car audio просто вспоминают, что есть ещё и другие виды оформления. Пассивный излучатель (он же – passive radiator) имеет много общего с фазоинвертором, но лишён очень многих его недостатков. И ведь ничего нового, Гарри Олсон описал его принцип в своём патенте аж в 1935 году…

КОНСТРУКЦИЯ

Не стану забегать вперёд и первым делом "встречу по одёжке". Kicker CWTB10 очень компактен – длина корпуса не превышает 44 см. Внешний диаметр, соответственно, как у типовой "десяточки" – немногим меньше 28 см. В серии есть и 8-дюймовая модель, она ещё компактнее.

6399

Особо отмечу, что сабвуфер позиционируется производителем как универсальный – его можно использовать не только в автомобиле, но и, скажем, в катерах, открытых внедорожниках или квадроциклах. Корпус выполнен из толстого ударопрочного пластика и полностью герметичен.

Для крепления сабвуфера предусмотрены отверстия с резьбой, а в комплекте идут несколько кронштейнов для горизонтального или вертикального монтажа.

6398 6405

Мне на тест досталась модель с номинальным импедансом 2 Ом, но вообще у Kicker CWTB10 есть и 4-омная версия. 2-омную лучше подключать к какому-нибудь басовому моноблоку, а вот 4-омную можно использовать и с многоканальными усилителями, подключая сабвуфер к паре каналов в мост.

6401

Теперь, собственно, к акустическому оформлению – пассивному излучателю. Форма корпуса тут играет не самую важную роль, но в нашем случае он выполнен в виде трубы, на концах которой – по диффузору. Динамику на самом деле принадлежит только один из них. Второй точно такой же диффузор и на точно таком же подвесе – это и есть пассивный излучатель.

6400

КАК РАБОТАЕТ ПАССИВНЫЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ?

Я не зря в самом начале упомянул, что пассивный излучатель имеет много общего с фазоинвертором. Для тех, кто не знает как работает фазоинвертор, коротко рассказываю.

Когда диффузор динамика ходит туда-сюда, он попеременно то сжимает, то разжимает воздух внутри корпуса. Соответственно, этот воздух будет попеременно стремиться то выйти наружу через порт, то засасываться через него обратно. Но фишка в том, что воздух внутри порта имеет определённую инертность, и к выходу из него все эти колебания будут "добираться" с некоторым запозданием.

На определённой частоте (именно она и называется частотой настройки порта) окажется так, что воздух на выходе из порта будет колебаться синхронно с самим диффузором. Т. е. излучения от диффузора и из порта будут складываться. Собственно, это и есть эффект акустического усиления.

Пассивный излучатель работает абсолютно по такому же принципу. Только вместо порта с воздушной массой внутри него тут работает просто диффузор на подвесе. По сути, пассивный излучатель – это точно такой же динамик, только без магнитной системы. И если настройку обычного фазоинверторного порта можно менять его пропорциями и размерами, то в пассивном излучателе настройка меняется массой диффузора и упругостью/вязкостью/жёсткостью его подвеса.

В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВА ПАССИВНОГО ИЗЛУЧАТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЫЧНЫМ ФАЗОИНВЕРТОРНЫМ ПОРТОМ?

А вы посмотрите на размеры корпуса, и вопрос отпадёт сам собой. В случае с Kicker CWTB10 внутренний объём получается что-то около 27 литров. Если попробовать рассчитать обычный порт для такого корпуса (например, в JBL Speakershop или в BassPort), то программа выдаст для него ну очень неудобные размеры. Либо сечение будет слишком маленьким, либо длина невменяемой.

А у пассивного излучателя можно сделать хоть какую площадь и хоть какую настройку. Как думаете, получится сделать обычный порт такого же сечения с низкой настройкой? Вот и я о том же.

КАК ЭТО УСТРОЕНО ВНУТРИ?

Динамики крепятся через "лапы" защитного гриля. Чтобы добраться до винтов, нужно всего лишь снять с них заглушки.

6404

Кстати, это вам не саморезы какие-нибудь, всё серьёзно – с вживлёнными в корпус закладными гайками.

6403

Внутри корпус заполнен распушённым синтепоном. Если коротко, то он, во-первых, создаёт эффект "увеличения" внутреннего объёма, а во-вторых, в какой-то мере демпфирует колебания воздуха внутри него.

6402

Сам динамик – без лишних этикеток и прочих украшательств. Хотя указанная на лицевой стороне серия Comp R намекает на его родство с отдельным сабвуферным динамиком Kicker 43CWR104. Скорее всего, это он и есть, только в упрощённом исполнении – без декоративных накладок и с более простыми терминалами подключения кабелей.

6406

А вот то, что стоит с другой стороны корпуса. Снаружи выглядит как динамик, но внутри на динамик совсем не похож. Вернее, похож на динамик без мотора.

6407

Там, где к диффузору обычно крепится катушка, закреплена металлическая шайба – она корректирует вес подвижной системы.

ИЗМЕРЕНИЯ

Для интереса снял импедансную кривую не только целиком для всего сабвуфера, но и отдельно для динамика. Судя по характеру кривых, пассивный излучатель настроен где-то около 35 Гц, что очень близко к Fs самого динамика.

6409

Измеренные параметры динамика в сабвуфере Kicker CWTB10:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,97
  • Qes (электрическая добротность) – 0,51
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 159 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 1,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,2 дБ

Впрочем, параметры динамика это так, больше для интереса. Мы же имеем готовый сабвуфер, поэтому оценю его работу в сборе.

Для начала снимаю АЧХ излучения самого диффузора. Обратите внимание на провал как раз в зоне настройки пассивного излучателя – около 35 Гц:

6410

Дело в том, что при работе сабвуфера на этой частоте пассивный излучатель входит в резонанс и сам начинает сжимать-разжимать воздух в корпусе, и для динамика воздух в корпусе как бы становится упруже. Что, в свою очередь, и ограничивает ход его диффузора.

Получается, сабвуфер на этих частотах почти не работает? Конечно же, нет, просто вблизи частоты настройки пассивного излучателя работает в основном не динамик, а сам излучатель:

6411

И вот так они работают вместе:

6408

Общую АЧХ показать, к сожалению, не могу, поскольку измерения на нижних частотах корректно делать лишь в ближнем поле (не вести же его из-за одного измерения в безэховую камеру МТУСИ). Но даже беглый анализ АЧХ динамика и пассивного излучателя даёт понять, что в салоне автомобиля сабвуфер должен работать очень вкусно. Что, собственно, и подтвердилось на практике.

ПРОБА В ДЕЛЕ И ВЫВОДЫ

Небольшой эксперимент в автомобиле показал, что не стоит преждевременно судить о возможностях этого саба по его размерам. Пассивный излучатель при правильной настройке (а здесь он настроен правильно) – большая сила. По отдаче и глубине баса Kicker CWTB10 уж точно не уступает среднестатистическому 12-дюймовому сабвуферу.

По характеру баса скажу одно – это Kicker. Плотный, весомый, сочный. Для клубной музыки – вообще находка. Что интересно, с увеличением громкости бас не начинает давить на уши, зато начинает восприниматься тактильно – басовый ритм воспринимается ударами в грудь как будто тяжёлым резиновым мячом. И это от какой-то там десяточки!

На открытом пространстве (а с таким исполнением Kicker CWTB10 можно спокойно использовать хоть на катере, хоть на открытом внедорожнике) бас вполне естественно теряет в глубине, но почти не теряет в напоре. Я бы даже сказал, что он становится ещё более плотным и собранным по своей структуре. И опять же, самое то для ритмичной клубной музыки.

В общем, правильно рассчитанный пассивный излучатель – это вам не какой-то там "фазик на трубе". Это посерьёзней будет.

+ Компактен, удобен в установке
+ Можно использовать в открытых внедорожниках, катерах, квадроциклах и т.д.
+ Качественное исполнение
+ Неожиданно высокая для 10-дюймового калибра басовая отдача
+ На клубной музыке бас просто шикарен

- Тяготеет преимущественно к ритмичной музыке