ОбзорKICKER CVX10
ВЕГАНАМ ВХОД ЗАПРЕЩЁН
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Kicker CVX10 сайта Carmus.ru
Чем хороши старые проверенные бренды? Пожалуй, в первую очередь своей предсказуемостью. Например, сабвуферы Kicker всегда ассоциировались с могучим и тяжёлым басом, отлично подходящим для электронной музыки. И даже в моделях, ориентированных в основном на SQ, вкусного басового "мяса" – хоть отбавляй. Короче, сабы ни разу не веганские.
В последнее время начал замечать, что народ как-то проникся "кикером", причём совсем не в громких системах, а в обычных системах "для себя любимого". А на днях как раз подвернулся случай оценить поближе "десяточку" серии CompVX с импедансом 4+4 Ом – её модельный индекс Kicker CVX104 (есть ещё 2+2 Ом, её индекс CVX102). Решил не упускать момент, утащил саб к себе в лабораторию посмотреть, что умеет и под какие требования подойдёт лучше всего.
КОНСТРУКЦИЯ
На конструкции, может, и не стал бы останавливаться детально, поскольку все использованные фичи можно назвать традиционными для Kicker. Но если посмотреть на нынешнее засилье однотипных сабов (сотри логотип – и не определишь, где какой), то, полагаю, обратить внимание на кое-какие особенности всё же можно. И даже нужно – в этом сабвуфере нет практически ни одного "обычного" элемента.
Первым делом – полипропиленовый диффузор SoloKon с фирменной "звездой". Такой рельеф снимает вопрос жёсткости раз и навсегда.
Лицевой элемент цельный, с обратной стороны к нему крепится переходная часть на звуковую катушку.
Сантопреновый подвес диффузора тоже хитрый. Рельефные радиальные утолщения – это не декор. Они заметно повышают его жёсткость на боковые смещения, а на осевую жёсткость влияют гораздо меньше. В итоге – приличный ход диффузора при умеренной ширине подвеса и без риска осевого смещения.
Прострочка ниткой – ещё одна фирменная фишка. Сейчас её используют почти все, но одними из первых в своё время были как раз Kicker. Причём она выполняла (и выполняет) чисто практические функции – полипропилен не такой простой материал, когда его нужно с чем-нибудь склеить. Для целлюлозных диффузоров прострочка всё же менее актуальна.
Корзина у динамика литая из алюминиевого сплава, покрыта порошковой краской. К качеству – вопросов никаких, всё выполнено качественно. Небольшая, но приятная и полезная мелочь – уплотнитель на нижней стороне крепёжного фланца.
Клеммы подключения кабелей разнесены "крестом". Достоинства такого решения – симметрирование нагрузки на центрирующую шайбу при больших ходах. JL Audio, например, решает эту проблему иначе – применяет классические "поводки", не цепляясь к шайбе совсем. Большинство производителей не решают её вовсе или даже не задумываются о ней.
Осевого отверстия в магнитной системе не предусмотрено. Это хорошо в первую очередь для стелсов – нет необходимости оставлять свободное пространство между магнитом и задней стенкой корпуса.
Снял резиновый кожух, и первое, что обратило на себя внимание – огромная толщина верхней шайбы магнитопровода. Замерил штангенциркулем – 12 мм. Кто не в теме – поясню. Чем больше толщина шайбы, тем больше витков звуковой катушки работает. Чем больше соотношение рабочей длины катушки к её общей длине, тем лучше контроль, тем более чётким получается бас. Впрочем, общая длина катушки тут, судя по всему, тоже немаленькая – линейный ход Xmax заявлен 16,25 мм в каждую сторону или 32,5 мм от края до края.
Конечно, тут есть куча других факторов, которые не видны глазом, но сильно влияют на работу динамика – ширина магнитного зазора, сила самого магнита и т. п. Но что получилось в итоге, в принципе, можно оценить и по измеренным параметрам.
ИЗМЕРЕНИЯ
Описание приводит внушительный перечень параметров, так что сравнивать есть с чем. Динамик перед измерениями изрядно разминался, хотя "кикеры", на моей памяти, всегда требовали чуть более длительной разминки, чем обычно. Если учесть этот факт, то реальные параметры неплохо соответствуют заявке, а с полной разминкой всё должно уложиться в естественный метрологический разброс. При расчёте корпуса можно смело брать параметры из описания.
Заявленные / фактические параметры Kicker CVX10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 38 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 23 л / 21 л
- Qms (механическая добротность) – 10,75 / 9,77
- Qes (электрическая добротность) – 0,41 / 0,45
- Qts (полная добротность) – 0,40 / 0,43
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 148 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 24,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4* Ом / 7,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,7 дБ / 86,3 дБ
Сабвуфер двухобмоточный, но Re, судя по всему, указана для одной обмотки. Хотя остальные параметры, похоже, указаны при подключении обеих. Параллельно или последовательно – не суть важно, базовые параметры Тиля-Смолла при этом остаются одинаковыми. Можете смело соединять обмотки хоть в 2 Ом, хоть в 8 Ом (например, если саб строится на двух динамиках), рекомендации будут одними.
Мотор у динамика действительно ни разу не дохлый. Подвижка для 10-дюймового калибра не самая лёгкая, но Kicker никогда и не стремился делать нежные сабы. Описание рекомендует выбирать для него усилители с мощностью 300-600 Вт. Я бы, пожалуй, выбрал усилитель поближе к верхнему краю этого диапазона – запас ещё никогда не был лишним.
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Описание не даёт жёстких рекомендаций по объёмам корпусов: ЗЯ – от 23 до 85 литров (что для динамика с такими параметрами уже чуть ли не free-air), ФИ – от 35 до 50 литров (размеры щелевых портов приводятся, по ним можно вычислить частоту настройки). Как-то уж очень щедро для "десяточки". Пробую моделировать:
Получилось характерно для "американцев" – баса побольше и поглубже без оглядки на его качество. Это касается и ЗЯ, и ФИ.
Сначала о ЗЯ. Вообще, я довольно спокойно отношусь к низкодобротным сабвуферам (хорошая тема для отдельного разговора, как-нибудь соберусь написать об этом отдельно, наблюдений накопилось изрядно), и даже считаю, что Qtc для сабвуфера в иных случаях может и даже должна быть ниже общепринятых 0,707. Но в данном случае объём при необходимости можно спокойно уменьшать литров до 15. Фактически, это означает, что динамик может играть в каком угодно ЗЯ, не требуя точной подгонки объёма. Удобно для стелсов.
Какой лучше сделать ФИ, во многом будет зависеть от задач, которые ставятся перед сабом. Для размашистого и громкого баса вполне можно сделать корпус по рекомендациям. Но для более аккуратного и музыкального баса я бы уменьшил объём хотя бы до 25 литров, порт получится диаметром 9 см и длиной 37 см. Можно и ещё меньше, но тогда порт получается совсем неудобных размеров.
В общем, разброс возможных корпусов огромен. Главное – определиться, какой характер баса вам нужен – размашисто и с большой отдачей или же аккуратно и точно.
ПРОБА В ДЕЛЕ И ВЫВОДЫ
С большими корпусами всё более-менее понятно, мне было интересно в первую очередь то, как динамик будет играть в компактном корпусе. На такие случаи как раз припасён ящик объёмом порядка 20 литров (на самом деле чуть больше, но динамик здесь литра полтора-два точно вытесняет).
И должен сказать, в таком варианте он мне пришёлся очень даже по душе. Бас, может, не слишком академичный и не такой сухой, как любят некоторые аудиофилы, но он однозначно "вставляет". Пожалуй, я бы сравнил его с концертным басом – упругим и бьющим в грудь как огромный резиновый мяч. При этом никаких басовых "хвостов" или расхлябанности не наблюдалось. Современный рок с сильной компрессией на НЧ, клубная музыка, не говоря уж о жанрах попроще – это как раз его.
Одним словом, Kicker CVX10 понравится любителям "мяса", причём плотного, без лишнего "жира", но и далеко не сухого. И ещё это отличный вариант для установки в стелсы – для динамика не обязательно делать глубокий корпус, и с ним нет необходимости строго вымерять получившийся объём.
+ Качественное исполнение, нетривиальные конструктивные решения
+ Удобен для стелса (можно ставить вплотную к стенке корпуса)
+ Большой разброс допустимых объёмов корпусов
+ Самый "вкусный" бас получается в компактных корпусах
- Существенных недостатков не обнаружено